с одаренными детьми в образовательном учреждении.
«Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может… Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одно из главных направлений работы гимназии – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей.
Цель психологического сопровождения:
- содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей,
- их самореализации, профессиональном самоопределении,
- сохранении психологического и физического здоровья.
К методам выявления одаренных детей относятся:
• наблюдение;
• общение с родителями;
• работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
• олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
• детей в гимназии включает в себя несколько этапов:
• диагностический;
• информационный;
• подготовительный;
• развивающий.
• Таким образом, психологическое сопровождение
• одаренных учащихся школы представляет собой
• хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, я
• влияющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования
• по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей
Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше… зажигать солнце, приветствовать будущее (Е. Торренс). Развитие креативности по проекту «Модль работы с родителями обучающихся через использование интерактивных форм взаимодействия» (соавтора Ружникова М.С.)
Цель: апробировать эффективность использования интерактивных форм взаимодействия службы психолого-педагогического сопровождения с родителями.
ЗАДАЧИ:
1. Вовлечь родителей в процесс интер-активного взаимодействия.
2. Улучшить качество предоставляемых консультируемым услуг.
3. Повысить привлекательность образо-вательного учреждения.
Работа с учащимися
Развитие креативности у детей младшего школьного возраста
Программа поэтапного формирования дивергентного мышления, автор И.А. Майданник
1 этап Вопросы дивергентного типа
2 этап Креативные игры – деятельность без ограничений. Она дает возможность маневрировать игрой, с ее действиями и приемами. Сюжет определяет последовательность умственных операций, их динамику, продуктивную интеллектуальную деятельность.
3 этап Реализации
Упражнение «Любопытный»
Ведущий называет букву, после чего задает каждому участнику по одному короткому вопросу, ответом на них должны служить слова, начинающиеся на эту букву. Кто задерживается с ответом или ошибается, занимает место ведущего
1 строка – одно слово, обычно существительное, наиболее точно отражающее основную идею.
2 строка – два прилагательных, характеризующих существительное из первой строки.
3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия.
4 строка – фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к
происходящему.
5 строка – еще одно любое слово,
отражающее общую суть темы
стиха.
Упражнение «Рифмовки»
Предлагаем Вам завершить в рифму предложенные фразы, касающиеся прошедшего выступления:
• Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
• Креативность – что за птица….
• Нам запомнилось так ярко….
Типология И.П. Павлова
1. художественный;
2. мыслительный;
3. средний.
Художественный тип — в психической деятельности человека преобладают сигналы первой сигнальной системы
Мыслительный тип — относительное преобладание сигнализации посредством слова
Средний тип людей — равное представительствосигналов первого и второго типов
Группы одаренных детей (А.И. Савенков)
Первая группа — это дети с высоким показателем по уровню общей одаренности.
Вторая группа — это дети, успешные в каком-либо определенном виде деятельности.
Третья группа — это дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики».
2. Одаренный или талантливый ребенок нуждается в индивидуальном подходе больше остальных детей.
3. Помогайте таким детям управлять своими способностями,
4. Работайте совместно с семьей талантливого ребенка, попутно обучая родителей правильно себя вести со своим нестандартным ребенком.
5. Используйте ярко выраженные способности одаренного в работе с другими детьми.
? Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.
? Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклера направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, координировать или регулировать движения разной амплитуды.
? Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри состоит в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.
? При диагностике психомоторных способностей широко используется тест ловкости пальцев, тест скорости манипулирования.
? Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых;
? Шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);
? Тест когнитивных способностей, разработанный Р.Э.Торндайком и Е.Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных.
Тесты интеллекта:
? с 11 лет Амтхауэра;
? тест интеллектуальный Аззопарди;
? тест интеллектуальный Слоссона с 4 лет;
? Айзенга (10-15 лет);
? матрицы Равена (цветные, обычные)
Что, Откуда, Как?
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения — брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо — такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?
Земля круглая
«Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля — это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " — и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли».
Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы 6-8 минут.
Смысл упражнения
Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.
Обсуждение
Участникам предлагается сначала поделиться своими примерами того, как можно представить себе «круглую Землю», после чего предложить варианты других расхожих фраз и убеждений, которые можно истолковать логически непротиворечиво, но при этом неверно. Потом предлагается порассуждать о том, насколько уместно проявление креативности при трактовке подобных истин — ведь оригинальные варианты их понимания чаще всего оказываются ошибочными. Когда шаблонное мышление оправдывает себя, приводит к верным решениям, а когда, наоборот, ограничивает наши познавательные возможности?
Противоположности
Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.
Для работы можно предложить, например, такие ситуации:
•Боксер выходит на ринг.
•Девушка едет с горки на роликах.
•Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.
Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.
Смысл упражнения
Тренировка мышления «от противного» — способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.
Обсуждение
Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».
Необычные действия
Описание
Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:
•В чем именно они видят необычность этого действия?
•Что, с их точки зрения, к нему побудило?
•Как они оценивают это действие «задним числом» — к чему оно привело, стоило ли его совершать
Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.
Смысл упражнения
Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.
Обсуждение
Как необычные действия влияют на нашу жизнь — делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» — правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?
Применение умений
Описание
Каждый из участников называет какое-нибудь спортивное умение, которым он владеет (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений — не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Упражнение выполняется в общем кругу.
Смысл упражнения
Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.
Обсуждение
Участники обмениваются своими впечатлениями и соображениями о том, какие новые умения и способы применения их заинтересовали.
Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки;
Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи;
Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности, почерк и др.
Тест Торранса на образное творческое мышление, предназначен для оценки творческих спообностей детей в возрасте от 5 лет и старше;
Тест групповой оценки С.Пимм;
Дж.Гилфорд тесты, предназначенную для диагностики «поведенческих способностей»
В ряде случаев используются социометрические методы;
Различные варианты методик, направленных на выявление организаторских способностей. Большинство из этих методик создано на основе теоретического подхода, развиваемого в работах Л.И.Уманского.