Четверг, 28.03.2024, 17:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Форма входа
Сценарий занятия по творчеству детского писателя Е.И.Чарушина.

Евгений Чарушин родился в 1901 году в городе Вятка, в провинциальной интеллигентной семье губернского художника-архитектора, «где нормой жизни были честность, доброта, дружба», а главным – любовь к природе.
Мать увлекалась садоводством, любила и умела растить животных. Евгений помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду. Вместе с матерью он выкармливал уток, разводил кроликов. «Я приучился с детства понимать животное, - пишет Е.Чарушин,- понимать его движения и мимику». Однажды, когда Евгению было шесть лет, он решил есть все то, чем питаются птицы. И наелся всякой гадости, из-за чего заболел тифом. В другой раз он переплыл вместе со стадом коров, держась за хвост одной из них, реку Вятку. С этого момента он научился плавать.
От отца мальчик унаследовал любовь к охоте и первые художественные навыки: «Рисовать я начал очень рано. Отец всегда с карандашом, ну и я тоже. Я, так сказать, вырос с карандашом и кистью в руках…» Архитектор И.Чарушин часто выезжал по служебным делам по Вятской губернии и всегда брал с собой сына: «Ездили мы и днем и ночью, лесами, лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, - все это я с детства полюбил и пережил».
Небольшой сад у дома общими стараниями был превращен в настоящее чудо, а в самом доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, а в клетках распевали и свистели птицы. Одни из них жили постоянно, других же лечили и выпускали на волю.
С детства Женя проявлял множество дарований: играл на скрипке, писал стихи, много изобретал (имел прозвище «Евгеша-изобретатель»), был актером, живописцем, скульптором. При этом не любил школу, которую приходилось менять, отличался озорством.
Когда Евгению исполнилось 15 лет, он начал писать стихи все о тех же животных и птицах… Вместе со своими приятелями он организовал даже самодельный журнал, который назывался «СОПОХУД», что означало «Союз поэтов и художников». «Я писал стихи слабенькие, но эта работа над словом впоследствии пригодилась мне», - рассказывал Чарушин.
В гимназические годы Евгений познакомился и подружился на всю жизнь с Юрием Васнецовым, ставшим впоследствии известным художником. В 1918 году Е.Чарушин был призван в армию, а оттуда в 1922 году командирован в Петроград для поступления в Академию художеств, которую он окончил в 1926 году.
Работая иллюстратором детской книги, Евгений Иванович познакомился с руководителем художественной редакции Детского отдела Ленинградского отделения Госиздата В.Лебедевым, а затем и с С.Маршаком, В.Бианки, Е.Шварцем, Б.Житковым. Вскоре в кругу друзей-соратников его за глаза будут называть «Великий Женька».
Первой книгой, изданной с иллюстрациями Чарушина, оказался рассказ В.Бианки «Мурзук» (1928) о маленьком рысенке. Он вспоминал: «Мне, художнику, изголодавшемуся по изображения живого существа, вдруг заказывали работу – «дай полноценный, ощутимый образ зверя»… Одно только сознание, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов наших ребят, прибавило мне сил и желания работать». Пришедший к художнику успех помог ему стать иллюстратором произведения Маршака, К.Чуковского, М.Пришвина, Д.Мамина-Сибиряка, В.Арсеньева,
Г.Снегирева и других писателей-природоведов. Одновременно он выступил в детской литературе и как автор книжек-картинок «Вольные птицы» и «Разные звери» (1929). В 1930 году Евгений Иванович был приглашен на работу в детский отдел Ленгсиздата и с этого момента больше не расставался с детской книгой.

Писательское творчество Чарушина началось с рассказа «Щур», за которым вскоре последовали «Птенцы», «Цыплячий город», «Зверята», «Мишка» и другие. В конце жизни в беседе с Л.К.Чуковской С.Я.Маршак вспоминал: «Чарушин приставал ко всем, просил сделать подписи к его рисункам. Мы ему сказали: ведь вы прекрасно рассказываете, попробуйте писать. И он написал «Волчишку», потом великолепные «Семь рассказов».
Любимыми героями писателя стали звериные малыши: волчата, лисята, котята, щенки. А раз малыши, значит и описание их бесконечных игр. Вот рассказ об обитателях зоопарка утром, когда еще нет посетителей: «Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днем, при народе, он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется».
Рассказы Чарушина чаще всего короткие. Отсеяно лишнее, остается самое необходимое. Так было положено начало созданию жанра «маленького рассказа о маленьких животных для маленьких детей».
В рассказах немало неожиданностей, такого, что заметит только внимательный человек. Например, рассказ о кошке, выкормившей зайчат, о медведе-рыбаке, о медвежатах, разобравших по кирпичику трубу деревенского дома.
Писательская манера Е.Чарушина легко узнаваема. Любые его описания точно передают особенности характера каждого животного в развитии. Неповторимы созданные им образы звериных малышей, полные обаяния и прелести: описания их величины, размера, цвета шерсти или оперения; внешний облик персонажа; живой, образный язык, насыщенный элементами «щенячьей психологии».
Произведения Евгения Ивановича проникнуты добрым юмором, полностью лишены нравоучительности. Моральные выводы если и встречаются, то особого рода – «Рябчат пугать, да рябчиху гонять без толку не надо». Многие рассказы написаны от первого лица, в них особая роль принадлежит рассказчику, что позволяет Чарушину активно привлекать личный жизненный опыт.
Чарушин любил объединять свои рассказы в циклы. Сюжеты рассказов писателя очень просты, развитие действия с первых строк происходит стремительно. По большей части они не выдуманы и являются результатом живых впечатлений от общения с природой и ее обитателями.
Чарушин не стремится приписывать героям-животным человеческие мысли и чувства, а передает их в форме домысливания:

«Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском.
Я и спрашиваю у ребят:
- Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
- Понятно,- говорят ребята.- Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.
- Вот,- говорят ребята,- это Томка побежал.
- За кем побежал?
- Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается…»
Особенно ярко эта особенность проявилась в книге «Большие и маленькие» (1951), составленной из родительских монологов зверей и птиц, обращающихся к своим детенышам, чтобы научить их самостоятельной жизни.
Часто в его произведениях появляются герои-дети, чаще других Никита (Прообразом его стал сын писателя). Он наделен способностью к взаимопониманию, умеет радоваться любой новой встречи.
Книги Чарушина переведены на многие языки мира и изданы огромными тиражами. Последней его художественной работой стали иллюстрации к книге Маршака «Детки в клетке», за которую ему была присуждена золотая медаль в Лейпциге в 1965 году.
С.Я.Маршак написал стихотворение (1961), которое так и называется «Евгению Чарушину».
Закону времени послушен,
Он стал маститым и седым,
Но мы-то знаем, что Чарушин
Вовеки будет молодым

Не стал к искусству равнодушен
И сохранил свой зоркий взгляд,
И так же чуток наш Чарушин,
Как тридцать лет тому назад.

Давно уж выросли зверята -
Его «Волчишко», например,
Слепым щенком он был когда-то,
А нынче – волк-пенсионер.

А тот, кто был когда-то киской,
Бенгальским тигром стал давно,
И подходить, как прежде, близко
К нему теперь запрещено.

Но не стареющий Евгений –
Счастливой юности поэт –
Рисует тигров, львов, оленей,
Тюленей новых поколений

Еще прекрасней, совершенней,
Чем были звери прежних лет.

Сегодня, чествуя Евгения,
Заочно – в солнечном Крыму,
Я шлю привет и поздравления
На север другу моему.

Я подниму бокал заздравный
За всех знакомых и друзей,
Что собрались на этот славный
И дорогой нам юбилей! Викторина:

Кто чаще всего бывает героем рассказов Чарушина? (Животные, маленькие зверята).
Кто такой Томка и какие он видит сны? (Томка – охотничья собака, сны он видит охотничьи. «Томкины сны»).
Назовите имя мальчика, героя рассказов Е.И.Чарушина. (Никита).
Каких птиц можно научить говорить? (Не только попугая, но и сороку, ворону, галку, скворца. «Яшка»).
Кто рисовал иллюстрации к рассказам Чарушина? (Сам автор, он и писатель и художник).

У писателя есть книга «Моя первая зоология». Давайте отгадаем, о ком он в ней пишет.
«Это совсем удивительные птицы – на других не похожи. Они летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так сильно машут крыльями-коротышками, так быстро летят под водой, что рыбу догоняют» («Пингвины»).
«Берегитесь, зебры – полосатые лошади! Берегитесь, антилопы! (Он) всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти у него острые, зубы у него крепкие». (Лев).
«Ноги как бревна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие… вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать». (Слон).
«Это веселые, смешные зверьки, будто маленькие хвостатые человечки». (Мартышки).
«Лежит в воде у самого берега, ждет добычу. Придет зебра или антилопа к реке воды напиться – он ударит зверя своим сильным хвостом, сшибет с ног, ухватит зубастой пастью и утащит в воду, на дно». (Крокодил).

А какому зверенку мама может давать такие наставления? (По книге Чарушина «Большие и маленькие»).
«На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай… Шишки шелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай». (Бельчонку)
«Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте». (Уточки).
«У нас… язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука к себе на обед. Вам сытно, а лесу польза». (Птенцам дятла).
«Сидите в траве… не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит». (Зайчатам).

Скажите, как называется детеныш у лошади – жеребенок
Коровы – теленок
Собаки – щенок
Кролика – крольчонок
Козы – козленок
Курицы – цыпленок
Свиньи – поросенок
У овцы – ягненок
Вороны – вороненок
Галки – галчонок
Гусыни – гусенок


А как мы говорим, если видим много коров – стадо
Лошадей – табун
Волков – стая
Овец – отара
Собак – свора
Рыб – косяк
Птиц – стая.

Вспомните, как разговаривают животные: воробьи, вороны, собачки, телята, жеребята, волчата, щенята, цыплята, котята, зайчата?