Среда, 24.04.2024, 06:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Форма входа
Коррекционные упражнения

Коррекция – это исправление. Данный раздел содержит упражнения преимущественно ориентированные на подростков. Эти упражнения могут применять как практические психологи, тренера, так и учителя.
Коррекция поведения, личностных особенностей, мешающих адаптации, коррекция страхов, тревожности, агрессии, ревности, зависти, жадности – вот перечень основных видов упражнений из этого раздела.

Упражнение «Портрет смелого человека»
Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеется образ смелого человека – некого эталона, который ничего не боится. Поэтому задача этой игры – не помочь ребенку осознать свои недостатки, а, скорее, осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым.
Итак, попросите сына или дочь представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите, бывают ли у этого, предположим, Никиты тревоги или страхи? Скорее всего, вы получите отрицательный ответ, ведь нарисован очень смелый человек, сродни супергерою-победителю. Тогда задайте наводящие вопросы, которые должны привести ребенка к выводу, что не бывает людей, которые ничего не боятся. А смелый человек – это тот, кто может справиться со своей тревогой и страхами. Чтобы дети пришли к такому умозаключению, им стоит ответить на вопросы типа: «А у Никиты есть близкие? Разве он не боится, что с ними могут произойти какие-то неприятности? Если Никита – живой человек, то наверняка он бывает уставшим или больным. Может ли он в эти минуты быть таким же смелым? Не сомневается ли он, что сейчас может не справиться с трудностями?» и т.п.
То есть ваша задача в данной игре – максимально «очеловечить» образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому помимо вопросов о чертах характера типа храбрости можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он любит проводить свободное время, с кем дружит и т.д.
Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: «А чем ты схож с этим смелым человеком?» В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с тем, что вы знаете о своем сыне или дочери, а также с проявлениями смелости, которые были в его жизни.
Примечание. Чтобы совсем сблизиться со своим недостижимым идеалом, можно предложить мальчику или девочке побеседовать с этим человеком. Говорить за обоих будет сам ребенок, сидя то на своем стуле (когда отвечает за себя), то пересаживаясь на пустой стул (когда должен отвечать Смелый человек).

Упражнение «Добрый и злой мячик»
При работе с агрессивными детьми, а в ряде случаев и с подростками можно активно использовать упражнение «Добрый и злой мячик». Оно очень простое и направлено на рефлексию агрессивных детей.
Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч отлетает и бьет ребенка. Затем ребенка просят кинуть мяч ласково. Мяч прилетает обратно прямо в руки.
Во время игры с ребенком проводится беседа о том, почему в первый раз мячик был «злым», а во второй – «добрым». Ребенок сам должен сделать вывод о том, что как кинешь мячик, таким он и вернется. Этот вывод надо помочь ребенку перенести и на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».

Упражнение «Защитный амулет»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
1.    Представьте свой амулет другим.
2.    Как действует ваш амулет?
3.    Какими свойствами он обладает?
4.    Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
5.    Почему были выбраны именно эти материалы?
ель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
1.    Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2.    Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3.    Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
4.    Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5.    Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?


Упражнение «Ассоциации»
Цель: определить уровень знаний участников тренинга. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.
Материал: ручки; листы бумаги на каждого участника.
В тренинге обязательно участвует вся группа. В ходе тренинга определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: «назовите 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент когда вы слышите слова «наркотики», «наркомания», «зависимость».
Тренинг может быть проведен по 2-м вариантам: 1) устно; 2) письменно.
?    1 вариант: участники тренинга по очереди высказывают 1-2 ассоциации, вызванные этими словами.
?    2 вариант: участникам тренинга вручают по небольшому листку бумаги, на котором они записывают свои ассоциации к названным словам.
После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций. Далее описывается миф о наркомании, в нашей культуре, исходя из возникших ассоциаций.

Упражнение «Модели ролевых ситуаций»
Цель: Научиться делать правильный выбор (принимать решения) и нести за него ответственность. Разработать новые модели поведения в сложных ситуациях.
Проведение:
Перед началом моделирования ситуации, участников тренинга нужно предупредить, чтобы они отмечали в своих записях то, что помогает и то, что мешает человеку решить эту ситуацию. Самым подходящим будет такой отказ, который позволит сохранить отношения со знакомым и не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных последствий.
Например:
  1 вариант: соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного?
  2 вариант: скажу «нет» и уйду;
  3 вариант: отчитаю товарища и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?
Примеры ситуаций:
1.    Семен – новичок в школе. Чувствует себя стеснительно, еще не нашел себе друзей. По дороге в школу встретил двух неформальных лидеров класса – Васю и Пашу. Они пригласили его пойти к Паше домой и выпить спиртного. Убеждают Семена, что об этом никто никогда не узнает. Туда же еще придут девочки, и они хорошо «оторвутся». Как поступить в этом случае Семену?
2.    Вы вместе со своей подругой находитесь на празднике у своего знакомого. Выпили немного шампанского, все болтают, веселятся. Один из парней говорит, что шампанского было недостаточно, достает еще три литровые бутылки водки и активно начинает предлагать всем выпить. Ваша подруга водку не пьет, а вы выпили рюмку. Затем еще одну. Подруга просит вас больше не пить, но вокруг все уговаривают: «Ты что, как не мужчина, давай еще одну..?» Ваши действия.
3.    Вы собираетесь в клуб. Раньше в клубах вы чувствовали себя неловко и смущенно, особенно когда приглашали девушку танцевать. В этот раз друзья предлагают вам самый «действенный» рецепт от нерешительности – выпить водки. Как вы себя поведете?
4.    Однажды в школьном туалете старший по возрасту ученик протянул вам сигарету с предложением попробовать, но вы отказались. Тогда он начал высмеивать вас, говоря, что вы еще малы, не доросли, что вы «маменькин сынишка». Вам очень обидно еще и из-за того, что рядом стоят значимые, авторитетные ребята. Что Вы будете делать в этой ситуации?
5.    Вы приехали на лето к своим родственникам в деревню на каникулы и вас взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой ваш дядя открыл бутылку водки, выпил вместе с другом, через некоторое время он снова налил себе, другу, а третий стакан протянул вам. Сказав: «Бери, не бойся. Никто не узнает. Я, твой дядя, разрешаю тебе немного попробовать, тем более что ты замерз и тебе будет теплее...»

Упражнение «Альтернативная реклама»
Цель: Сформировать умение объективно оценивать рекламу.
Проведение тренинга: «Обратите внимание на рекламу спиртного, сигарет, лекарств. Вы узнаете, что из рекламы можно узнать интересную новость. Например, спиртное не только не вредит организму, но даже оказывает определенное положительное влияние. В школе вам говорили, что алкоголь обладает отрицательным действием, а реклама преподносит его как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям, благодаря сильным веществам, входящим в состав, они убивают микробы и бактерии. Это такая приятная новость. В каждой рекламе можно обнаружить новое открытие в медицине. А теперь, хотелось бы, чтобы вы придумали рекламу одного из спиртных напитков, которая сообщала бы правду о продукте»
Примеры:
спиртное может вызвать у вас рвоту,
спиртное может вызвать у вас потерю сознания,
спиртное может привести к смерти на дорогах,
курение способствует развитию рака легких,
если вы выпьете 2 таблетки, голова будет ясная 10 минут, тупая и свинцовая 4 часа 30 минут.
Пример: Нарисовать такую этикетку на бутылке или пачке сигарет, чтобы посмотрев на нее, человек не захотел бы ее покупать.

Упражнение «Король и королева»
Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.
Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.
Упражнение «Зубной кабинет»
Рекомендуется для тех, кто на работе и в жизни испытывает повышенную тревожность и беспокойство.
Инструкция психолога
1.    Подумайте о том, что вы записались к зубному врачу. В тот день, когда назначен ваш визит, вы собираетесь и идете в зубопротезную клинику. Входите в парадные двери, поднимаетесь на нужный этаж и открываете дверь в зубной кабинет. Смотрите на часы, они показывают назначенное вам время.
2.    Вы проходите и садитесь в кресло. Справа от вас – стеклянная тележка с медицинскими инструментами, вы смотрите на них и чувствуете, как будто эти холодные металлические предметы неприятно касаются ваших десен и зубов. Слева – бормашина, неприятный звук которой, как вам кажется, вы уже слышите. Словом, при рассмотрении зубного кабинета ваше внутреннее напряжение постепенно возрастает.
3.    Сзади от вас открывается дверь, и кто-то входит. Вы не успеваете обернуться, как медсестра говорит: «Сегодня врач не придет. Он немного простужен. Давайте, я перепишу ваш талон на другое время». Вы с облегчением вздыхаете и выходите из кабинета.
Психолог К. Шрайнер, автор этого упражнения, писал, что в жизни многие из нас ведут себя так, будто они – в зубопротезном кресле. Мы нервничаем, волнуемся, напряжены, тревожимся, что впереди – что-то плохое и неприятное. Еще ничего не произошло, а мы заранее уже переживаем и боимся невзгод.
А нужно всего лишь подождать и посмотреть, произойдет ли событие, которое может нас расстроить. Возможно, ничего плохого не будет, и мы только потом поймем, что зря волновались.
Информационный блок «Что такое аддикция?»
Время проведения: 60 мин.
Этот этап можно построить по принципу лекции, либо в интерактивной манере (дискуссия, в процессе которой, ведущий уточняет, исправляет и детализирует ответы участников).
Целью данного блока должно быть изучение проблемы зависимости, ее влияния на все стороны жизни человека.
В ходе этого этапа должны быть даны ответы на следующие вопросы:
Что такое зависимость (аддикция)?
Какие встречаются виды зависимостей
Каков механизм развития зависимости?
Как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость?
Почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимости?
После этого группа делится на 3-4 микрогруппы.
Группы обсуждают влияние зависимости от компьютера, еды, работы, наркотиков на биологический, психический, социальный, духовный аспекты здоровья человека.
Потом группы представляют результаты своих обсуждений. После проведения упражнения ведущему следует еще раз подробнее остановиться на влиянии наркотиков на все названные аспекты жизни человека.
Упражнение «Двое на скамейке» (модифицированное из книги С.В. Гиппиус)
Ведущий. Сидит юноша, ждет приятеля. Подходит девушка, садится рядом. Итак, рядом сидят два незнакомых человека. И вдруг в какой-то момент, приглядевшись, юноша понимает, что где-то видел девушку. Но где? Однако ему неудобно начинать разговор. Задача юноши – вспомнить как можно больше мест, где можно было бы встретиться, и улучить момент, когда удобно завязать разговор.
Группа делится на пары, каждая пара должна показать этюд. По окончании происходит обсуждение:
Что вы чувствовали, когда она села рядом с вами?
Что мешало сразу заговорить?
Что помогло заговорить?
Какие места возможных встреч пришли в голову?
О чем вы думали, когда сидели рядом?
Чувствовали ли вы, что с вами пытаются (хотят) заговорить?
Что чувствовали, когда с вами заговорили?

Упражнение «Табу»
Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», – говорит ведущий.
Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, – каждый поступает так, как считает это нужным.
Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, – это тоже будет способом реагирования на ситуацию.
При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.