Пятница, 29.03.2024, 11:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Форма входа
Основные рекомендации педагогам по созданию ситуации успеха на занятии

Формируя веру в себя, мы формируем веру в успех.

С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.
Во Дворец творчества большинство обучающихся приходит заниматься не только для того, чтобы удовлетворить свои интересы к познанию, но и попробовать самоутвердиться в коллективе среди сверстников, особенно это важно неуверенным в себе детям, детям которые чувствуют свою отверженность, поэтому важно помнить, что именно таким детям необходимо в начале обучения создавать ситуацию успеха, повышать мотивацию к деятельности в учебном коллективе.
Условия создания ситуации успеха

1.    Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта. Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
К специальным психологическим упражнениям, способствующим проявлению доброжелательности относятся упражнения на сплочения коллектива такие, как «Поменяйтесь местами те, кто…», «Носики», «Незнайка» для детей дошкольного возраста; «Ты мне нравишься», «Солнце светит для тех, кто…», «Эстафета хороших известий», «Кнут и пряник» для детей от 7-10 лет; «Автопортрет», «Снежный ком», «Квадрат», «Границы» для детей от 11-16 лет и многие другие, включая которые педагог будет способствовать сближению обучающихся, а сближение детей между собой будет максимально способствовать созданию ситуации успеха.
2.    Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
3.    Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности.
4.    Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
5.    «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя обучающегося.
6.    Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
7.    Завершает систему педагогических операций оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…».
Психолого-педагогические приемы создания ситуаций успеха, которые подходят для обучающихся всех возрастов

1.    Эмоциональные поглаживание. На занятии педагог, обращаясь ко всем детям хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да,  я умница.  Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя.
2.    Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной педагогом ситуации, при которой ребенок получает  возможность  неожиданно,  может быть,  впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.  
3.    Прием «эмоциональный всплеск»
В процессе итогового контроля бывает так, что обучающиеся не могут сосредоточится на задании, путаются при ответе на вопросы. Педагогу для активизации мышления в данном случае необходимо активизировать ребенка побуждающими словами или крылатой фразой.
4.    Прием «обмен ролями»
Этот прием используется с целью вовлечения обучающихся в определенную социальную роль, это может быть роль педагога, конструктора, исследователя. Важным условием является желание самого ребенка. Готовясь к исполнению определенной роли обучающийся будет добывать необходимую информацию, таким образом у ребенка будет развиваться информационная, коммуникативная компетентность.   
5.    Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного обучающегося станет стимулом для успеха других. Тогда   ребенок,   послуживший  источником этого  заражения,  будет  чувствовать  как бы  умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
Для выполнения данного приема необходимо у одного обучающегося отметить какое-то умение, например, пишет стихи, занимается квиллингом, побеждает в эвристических олимпиадах. Далее педагогу необходимо отметить это достижение на занятии, после чего необходимо ненавязчиво предложить попробовать это всем детям, при этом часть занятия может быть посвящена этому.  Что дает это «заражение»? Резко повышается интеллектуальный фон коллектива. Дети чувствуют себя не только творческим объединением, но и общностью единомышленников.
6.    Прием «Отсроченной отметки»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!  
7.    Прием «Эврика»
Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).
Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание,
неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
 «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).
8.    Прием «Интеллектуальная инверсия»
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Педагог должен постоянно пополнять свой багаж знаний, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
9.    Прием «линия горизонта»
В данном приеме имеется в виду, что обучающемуся необходимо дать какое-то поручение, это может быть написание доклада, подготовка презентации к теме, изготовление вывески.
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.    У    него   будет   формироваться   уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением.

Психолого-педагогические приемы создания ситуаций успеха
для дошкольников
1.    Прием «следуй за нами»
Для неуспевающего обучающегося педагог находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.
Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
2.    Прием «умышленная ошибка»
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном обучающимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
Все эти приемы будут эффективными только в том случае, если педагогом будут учитываться индивидуальные особенности каждого обучающегося, тип его нервной системы:
Некоторые рекомендации по работе с обучающимися со слабой нервной системой  - меланхолик:
- не ставить учащихся в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставляя достаточное время на обдумывание и подготовку;
- по возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного;
- по возможности спрашивать в начале урока и, желательно, в начале дня;
-  чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – являются достаточно частыми и не повод для отчаяния.
Рекомендации для организации работы  с инертными обучающимися  - флегматик (трудности при включении в деятельность):
- не предлагать часто и быстро меняющихся заданий;
- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос;
- не спрашивать в начале урока;
- не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.

Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:
- не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора приобщении
- проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам
- не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки
- не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
- аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую вы ставите обучающемуся.