Суббота, 28.12.2024, 16:32
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Форма входа
Занятие первое — «Знакомство»
Цель. Ориентация учащихся в целях занятий, знакомство с участниками; создание рабочей атмосферы в группе.
Углубление психологического знания подростков группы друг о друге возможно при выполнении упражнения «Имя — качество», в ходе которого участники по кругу называют свое имя и качество, которое помогает им налаживать отношения в группе. Знание имен может быть закреплено упражнением «Снежный ком», когда первый участник называет свое имя, следующий участник — имя первого и свое, третий участник — имя первого, второго, свое и
т. д. до последнего участника. Для того, чтобы обучающиеся лучше узнали друг друга и с целью повышения мотивации обучающихся к занятиям можно к именам добавлять (описание своего настроения, события которые произошли за последнее время, основные запоминающие моменты занятия, различные определения, касающиеся темы занятия и т.д.). Это позволяет сформировать и закрепить норму общения в группе — только по именам, так как в подростковом коллективе для обращения часто используются фамилии и клички.
Упражнение «Интервью в парах»
Упражнение способствует развитию навыков самопрезентации, эмпатии, создает условия для доверительно¬го общения, дает возможность лучше узнать друг друга. Группа разбивается на пары. За ограниченное время (10 минут) необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим в группе. Форма представления следующая: один участник встает за спину партнера по общению, кладет ему руки на плечи, рассказывает о нем от первого лица. Например, Лена встает за спину Наташе и говорит: «Меня зовут Наташа, я...» и рассказывает все, что она узнала о Наташе, затем участники меняются местами. Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.
Завершается занятие получением ведущим обратной связи (анкета и оценка атмосферы в группе методом семантического дифференциала — см. приложение) и групповой рефлексией с возможным использованием ритуальной игрушки. Таким образом, первое занятие настраивает группу на глубокое психологическое видение людей, обучающихся с ними в одном классе, и доверительное общение.
Занятие  «Учимся строить отношения»
Цель. Формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.
Участники делятся на пары и ищут 8 общих для них качеств. Двойки объединяются в четверки, которые ищут по 6 общих для всех качеств, четверки объединяются в восьмерки и ищут по 4 общих качества, группа делится пополам и ищет по 3 общих для всех качества. И наконец, вся группа ищет 2 общих для всех качества. Такое постепенное движение от пары к целому классу позволяет перейти группе на новый уровень отношений осознать объединяющие всех членов коллектива свойства.
Для развития сплоченности также важно определение тех требований, которые предъявляют подростки друг к другу. Эту задачу можно решить с помощью упражнения «Объявление в газету».
Упражнения «Объявление в газету»
В этом упражнении обучающимся раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и по¬ставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.
Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые объединяют группу, подчеркивает важность личностного роста в противовес требованиям к окружающим, а также отмечает, что в каждом человеке можно найти нечто позитивное и каждому сказать комплимент, ведь поддержка друг друга в группе является фундаментом благоприятного социально-психологического климата.
Упражнение «Контакт»
Цель. Знакомство участников с основными приемами эффективного общения, формирование умений и навыков установления кон¬такта в межличностном общении.
В начале этого занятия важно, прежде всего, восстановить ту меру доверия, которая возникла на предыдущих занятиях. Для этого проводится упражнение «Приветствие» (как правило, это рассказ о приятном событии на прошедшей неделе) или какое-либо иное упражнение, подразумевающее совместное действие, включающее тактильные ощущения, которые максимально способствуют установлению кон¬тактов.
Далее ведущий вместе с группой обсуждает теоретические основы установления контакта, которые затем отрабатываются в играх и упражнениях.
Для развития сплоченности коллектива необходимы знания в области психологии общения.
Занятие можно завершить пожеланием обучающимся от группы на предстоящую неделю, что позволяет создать позитивный настрой в конце дня. При подведении итогов ведущий акцентирует внимание на важности контакта в развитии коммуникативных навыков и развития отношений в классе. Обязательно отмечается работа тех участников, которые способствовали росту сплоченности в группе, помогали другим участникам раскрыться.
Упражнения «Учимся строить отношения»
Цель. Формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.
После создания атмосферы работоспособности в группе с целью поиска объединяющих группу качеств можно использовать упражнение «Объединение по качествам».
Упражнение «Объединение по качествам»
 Участники делятся на пары и ищут 8 общих для них качеств. Двойки объединяются в четверки, которые ищут по 6 общих для всех качеств, четверки объединяются в восьмерки и ищут по 4 общих качества, группа делится пополам и ищет по 3 общих для всех качества. И наконец вся группа ищет 2 общих для всех качества. Такое постепенное движение от пары к целой группе позволяет перейти обучающимся на новый уровень отношений осознать объединяющие всех членов коллектива свойства.
Для развития сплоченности также важно определение тех требований, которые предъявляют подростки друг к другу. Эту задачу можно решить с помощью упражнения «Объявление в газету». В нем учащимся раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Обучающиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и по¬ставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.
Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые объединяют группу, подчеркивает важность личностного роста в противовес требованиям к окружающим, а также отмечает, что в каждом человеке можно найти нечто позитивное и каждому сказать комплимент, ведь поддержка друг друга в группе является фундаментом благоприятного социально-психологического климата.
Упражнения «Стратегия ведения беседы»
Цель. Повышение коммуникативной компетентности участников через формирование эффективной стратегии общения.
После вводных упражнений ведущий рассказывает подросткам о коммуникативной стороне общения, типах вопросов, стратегиях беседы. Полученные знания учащиеся отрабатывают в упражнениях «Великое лицо» и «Открытый вопрос» .
В начале выполнения упражнения «Великое лицо» подростки испытывают трудности при нахождении ответа. В этом случае тренер может стимулировать группу помочь участнику сформулировать нужные вопросы для отгадывания. Часто класс подсказывает отвечающему, дает дополнительную информацию, что указывает на рост сплоченности в коллективе. «Разрешение» на подсказки дает ведущие делая промежуточные итоги работы участника. В конце упражнения анализируется наиболее эффективная стратегия и работа группы.
Диаметрально противоположное умение задавать вопросы тренируется в упражнении «Открытый вопрос», в котором участники по очереди, по кругу задают друг другу открытые вопросы. Как правило, вопросы, обращенные к одноклассникам, носят личный характер (Как ты любишь проводить время? Какие качества ценишь в людях? и др.), что усиливает атмосферу доверия в группе.
Закрепить позитивный настрой и развить навык работы в группе позволят психогимнастические упражнения «Пишущая машинка» или «Гомеостаз».
Завершается занятие получением обратной связи участниками группы. Ведущий акцентирует внимание участников на практической важности полученных навыков, обсуждает с ними ситуации, в которых стратегии общения с использованием разных типов вопросов наиболее эффективны. Вместе с подростками обсуждается, что способствовало, а что препятствовало достижению группой лучших результатов. Обязательно оговаривается, как могут полученные навыки помогать обучению в группе.
Цель. Повышение уровня сплоченности группы.

Упражнение «Групповой рисунок по кругу».
Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши. Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один эле¬мент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин, привлекательность для «автора». Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива.
В следующем упражнении работа выполняется в два этапа. На первом этапе — индивидуальный рисунок (это может быть животное, не существующее в природе, а также то, что может символизировать самого обучающегося), на втором — групповая работа. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить свой рисунок на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для создания единого образа, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на об¬щей территории. Рисунок можно вывесить в той аудитории, где занимаются подростки, и оставить до конца занятий, что будет на¬поминать участникам группы о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.
В конце дня тренер отмечает целостность работы группы, творческие находки участников (особенно если эти находки были у «не¬заметных» членов коллектива). Обсуждается, каким образом группа может помогать подросткам учиться (выполнение совместных учебных проектов, подготовка творческих заданий, обмен источниками информации при написании докладов и т. д.).
Упражнения «Я и другие»
Цель. Создание условий для отработки полученных навыков (партнерского общения, взаимодействия в команде) в ролевой игре.
Повысить работоспособность и настроиться на ролевую игру можно при помощи упражнения «Карточная история», в котором задача повышения сплоченности, развития эмпатии решается за счет целостности группового действия, в данном случае рассказа. Для упраж¬нения используется колода карт (можно смешать две колоды), которая выкладывается в центре стола. Тот, кто начинает, выкладывает две карты и придумывает рассказ, в какой-то степени связанный с изображениями на картах. Следующий участник выкладывает свои две карты и продолжает рассказ. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся карты. Во время рассказа карты выкладываются на столе (на полу) по спирали, вокруг колоды.
Содержательная задача занятия решается и в ролевой игре «Мафия», в которой моделируется ситуация группового взаимодействия.
Во время анализа обсуждаются роли, которые выбрали участники группы (подобие — противоположность), стратегии поведения, приемы аргументации и т. д. Так¬же важно отметить, менялось ли поведение участников при получении той или иной роли. Упражнение дает богатый материал как для понимания эффективности партнеров по общению, так и для оценки эффективности собственной стратегии. Важно, что оно позволяет группе быть максимально внимательной к каждому члену коллектива, формирует навыки достижения общего мнения, принятия группового решения. Возможное остаточное чувство подозрительности по отношению к другим участникам и другие негативные эмоциональные переживания после игры «Мафия» («За что меня убили?») можно решить любой психогимнастикой, направленной на понятие эмоционального напряжения.
В заключение ведущий обсуждает с группой проблемы взаимодействия в игре и в «жизни» группы, стратегии выхода из конфликт¬ного взаимодействия (уход, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество). Совместно с обучающимися важно найти плюсы и минусы каждой стратегии и те ситуации, в которых эти стра¬тегии будут максимально эффективны.
Упражнения «Прощание»
Цель. Завершение работы в группе; получение участникам обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы; диагностика внутри групповой динамики в конце ра¬боты группы; получение обратной связи ведущим; создание позитив¬ной атмосферы для дальнейшего общения в группе; прощание.
На завершающем занятии можно предложить подросткам при¬менить те знания, которые они получили друг о друге в ходе работы по программе. Сделать это можно в упражнении «Автопортрет». При анализе отмечаются самые «популярные (кому приписано боль¬ше всего рисунков) и самые загадочные (чей рисунок не определи¬ли) члены группы, отмечаются и самые яркие работы. Таким образом, упражнение позволяет развивать эмпатию и сплоченность через создание атмосферы доверия в группе, установку на «узнавание» друг друга.
На завершающем этапе работы важно создание позитивной атмосферы для дальнейшего общения внутри группы. Достижению этой цели способствует упражнение «Лист пожеланий». Для него заранее готовятся листы бумаги формата А4 с рамочками (можно использовать цветную бумагу). Каждый подросток на листе пишет свое имя и передает соседу слева, а затем получает листок с именем и пишет пожелание хозяину имени, после чего лист опять передает¬ся соседу слева. Упражнение выполняется до тех пор, пока все не получат листки со своими именами и пожеланиями. Упражнение повышает настроение участников. Чтобы усилить эффект, можно попросить обучающихся зачитать самые понравившиеся пожелания. Листы пожеланий забираются подростками домой.
Работа заканчивается получением обратной связи, подведением итогов, диагностическими процедурами. Прощаясь с группой, ведущий отмечает самые удачные моменты, находки группы при решении задач на протяжении всех упражнений. Задача ведущего — настроить подростков на продолжение работы, но уже самостоятельно, без помощи тренера. Также важно отметить, насколько развитие груп¬пы способствовало учебным успехам обучающимся.

Ролевая игра "Cобеседование с работодателем"
Цель упражнения: выработка навыков эффективной самопрезентации
Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя. Ведущий тренинга может дать установку на отказ "соискателю" или предъявление ему жестких требований. Это придаст игре более реалистичный и творческий характер.
Члены группы, не принимающие участие в собеседовании, являются наблюдателями, которые анализируют и оценивают по ее завершении, дают обратную связь "соискателю" относительно эффективности его самопрезентации и поведения на собеседовании.

Техника "Комфортное расстояние"
Цель упражнения: продемонстрировать на практике учащимся такое понятие как комфортное расстояние.
Один становится в круг, остальные медленно по одному приближаются. Тот, кто в круге, определяет где ему остановиться. Таким образом можно определить зону комфортного взаимодействия.
Процедура "Интервью"
Цель упражнения - развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков; формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.
Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека - его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п.
Основное правило - отвечать как можно более полнее и откровеннее. Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.
Цель упражнения:  формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения; овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.
Участник выходит в центр круга и становится в любой приемлемой для него позе, с любым удобным выражением лица, имея возможность менять мимику и позу по мере необходимости.
Задание. Какой образ рождается при взгляде на этого человека? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон этой картины? Какие времена все это напоминает?
Делиться своими творческими идеями по этому поводу может каждый участник отдельно или создавая образ всей группой. Через центр круга должны пройти все члены группы.
Упражнение  " Бег ассоциаций ".
Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово, уже четвертое в этой цепочке передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в "забеге" на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.