Франция "Далекая и близкая"
Цели: -расширить знания творчества французского писателя;
-привлечь к чтению сказок Шарля Перро
Читательское назначение: учащиеся 3-4 классов.
Задача:
-развитие творческого подхода к чтению волшебных сказок,
- навыки пользования справочной литературой
В игре принимают участие две команды, например «Красная шапочка» и «Кот в сапогах». Вступительное слово, задания командам и викторины, обращенные к залу, произносят ведущие – библиотекари. Для подведения итогов конкурсов необходимо жюри , состоящее из 2-3 человек.
Для конкурсов необходимо подобрать музыкальные заставки. В помещении, где проходит мероприятие, оформлена книжная выставка «Волшебный мир Шарля Перро», представлен портрет сказочника.
ВЕДУЩИЙ: Жил – был на свете веселый пушистый Кот. Он гонялся за мышами, пил из блюдечка молоко, ловко карабкался по заборам и умел открывать лапой дверь.
И совсем не помышлял о том, что настанет время, когда ему, обычному коту, станут низко кланяться господа из королевской свиты, а сам он будет разгуливать по дворцу в красивом кафтане, высоких сапогах и при шпаге. Никто и представить себе не мог, что Кот будет вести разумные искусные беседы с королем и его капризной дочкой, льстивыми придворными, что он не испугается самого Людоеда, перед которым дрожали самые отважные храбрецы в королевстве.
Вот уже больше трехсот лет дети и взрослые помнят и любят этого смелого и доброго Господина Кота, восхваляют его находчивость и удивляются его хитрости.
Этот удивительный Кот, нисколько не состарившись, до сих пор продолжает жить в сказке «Кот в сапогах». Неправда ли, удивительно, что этой сказке так много лет? А ведь эту забавную умную историю рассказывали еще задолго до того, как французский писатель и поэт Шарль Перро решил напечатать ее вместе с другими волшебными сказками в книге «Сказки Матушки Гусыни, или Сказки былых времен».
Шарль Перро не просто записал сказку, которую рассказывали до этого и во Франции, и в Англии, и в Африке , и в Северной Америке, он создал своего , особенного Кота в сапогах, насмешливого забияку и верного друга, сметливого хвастуна и храбреца. Вот как давно началось веселое путешествие по всему свету «Кота в сапогах», того самого, который вышел из-под пера французского сказочника. Благодаря Шарлю Перро, мы познакомились и с прекрасной и доброй Золушкой, и с Мальчиком – с пальчик в семимильных сапогах, и с маленькой доверчивой Красной Шапочкой, и с заколдованной Спящей красавицей и с многими другими сказочными героями. Много сказок на свете , но сказки Шарля Перро любят все дети. За что? Как вы думаете? Да эти сказки необычные, волшебные.
А теперь начинаем нашу игру.
ВЕДУЩИЙ: Первый конкурс – АНКЕТА. (Отборочный)
Если вы знаете ответ на вопрос, поднимайте руку, ждите приглашение к ответу. Правильно ответивший получает жетончик.
В какой стране родился сказочник Шарль Перро?
В каком городе родился Шарль Перро?
В каком году родился Шарль Перро?
Какие сказки писателя ты знаешь?
Какая из этих сказок кажется тебе самой красивой?
Какая из этих сказок кажется тебе самой страшной, почему?
Кого из персонажей сказок Ш.Перро ты считаешь самым смелым?
Кого из персонажей сказок Ш.Перро ты считаешь самым добрым?
Кого из персонажей сказок Ш.Перро ты считаешь самым находчивым?
Отгадай, что за сказки спрятаны за этими перевертышами:
«Черный берет» («Красная шапочка»)
«Собачка в красовках» («Кот в сапогах»)
«Пьер без челочки» («Рикки – хохолок»)
«Красные усы» («Синяя борода»)
«Недремлющая ведьма» («Спящая королева»)
А сейчас просим выйти ребят, получивших жетоны красного цвета. Затем попрошу подняться учеников с зелеными жетонами (Должны выйти по 7 человек). Итак, перед вами две команды. Одна называется «Красная шапочка», а другая «Кот в сапогах». Остальные ребята – болельщики, они тоже участвуют в конкурсах болельщиков, наиболее активные будут отмечены призами и соответствующими оценками. Разрешите представить наше жюри.
ВЕДУЩИЙ:
Второй конкурс – «МУЗЕЙ ЧУДЕСНЫХ ВЕЩЕЙ».
ВЕДУЩИЙ: На столах перед вами лежат различные предметы. Вы должны определить, каким сказочным героям они принадлежат. Но будьте внимательны, среди них есть и предметы, не имеющие отношения к сказкам Шарля Перро.
На двух столах в произвольном порядке лежат:
Волшебная палочка («Спящая красавица», «Золушка»)
Хрустальная туфелька («Золушка»)
Веретено («Спящая красавица»)
Сапоги («Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик»)
Камешки («Мальчик-с-пальчик»)
Корзинка с пирожками («Красная шапочка»)
Красная шапочка («Красная шапочка»)
Кувшин («Волшебница»)
Цветок («Волшебница»)
Жемчужина («Волшебница»)
Колечко («Ослиная шкура»)
Связка ключей («Синяя борода»)
А также предметы, не имеющие отношения к сказкам Ш.Перро:
Учебник
Чашка
Диск
Мел
Журнал
Карандаш и др.
ВЕДУЩИЙ: Пока команды готовят правильные ответы, для болельщиков – «Математическая викторина»:
Сколько сыновей было у мельника? (Трое)
Сколько месяцев Кот носил дань королю? (Два или три)
Сколько раз Людоед совершал свои превращения? В кого? (Два: во льва и мышь)
Сколько лет должна была спать заколдованная принцесса? (Сто лет)
Сколько лет было принцессе, когда она заснула? (Шестнадцать)
ВЕДУЩИЙ: Команды готовы дать ответы? Предоставляем им слово.
Ответы команд на конкурс «Музей чудесных вещей».
ЖЮРИ: Подводит итоги конкурса.
ВЕДУЩИЙ: Музыкальная заставка.
Третий конкурс: «Чудесные превращения». Многие из тех предметов, о которых мы сейчас говорили, волшебные, с их помощью можно совершать превращения. Назовите, пожалуйста, какие и в каких сказках Ш.Перро происходят превращения? (Ведущий дает слово поочередно представителям обеих команд)
Примерные ответы участников:
Людоед превращается в льва («Кот в сапогах»)
Людоед превращается в мышь («Кот в сапогах»)
Тыква превращается в карету («Золушка»)
Крыса- в кучера («Золушка»)
Мыши – в лошадей («Золушка»)
Бедное платье – в роскошный наряд, бальное платье («Золушка»)
Принцесса, уколов палец веретеном, засыпает долгим сном (Спящая красавица»)
Слова младшей дочери превращаются в цветы и драгоценные камни (Волшебница»)
Слова старшей дочери – в змей и жаб («Волшебница»)
ЖЮРИ: Оценивает ответы конкурсантов, называет победителя конкурса
ВЕДУЩИЙ: Сказки привлекают нас, прежде всего, тем, что в них живут любимые герои, которые не стареют, несмотря на то, что сказкам уже очень много лет. А как, читая сказку, мы понимаем, что события происходили очень давно? (Ответы детей)
По речи героев.
По тому, как они себя ведут (по их манерам)
По одежде и всему тому, что их окружает.
ВЕДУЩИЙ: Музыкальная заставка.
Приглашаем вас на страницы этой необычной книги
Она необычна тем, что мы сами будем её писать.
Четвертый конкурс: «Волшебный словарь».
На столах вы видите листы бумаги. На них написаны слова. Игроки команд должны объяснить, что они означают. Вы можете сделать это самостоятельно или обратиться за помощью к словарям и энциклопедиям, которые лежат здесь же. Объяснения слов пишите на листах, которые будут вложены в «Волшебный словарь».
Пока команды работают, для зрителей – продолжение «Математической викторины»:
Сколько волшебниц было приглашено в крёстные принцессе? (Семь)
Сколько лет не показывалась из своей башни старая колдунья? (Больше пятидесяти лет)
Сколько футляров и приборов из чистого золота заказали для волшебниц? (Семь)
Сколько детей было у дровосека? (Семь)
Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? (Два)
Сколько дочерей было у Людоеда? (Семь)
ВЕДУЩИЙ: Команды закончили свою работу, и наш «Волшебный словарь» пополнился новыми страничками.
ЖЮРИ: зачитывает 2-3 лучших ответа, подводит итоги конкурса «Волшебный словарь»
ВЕДУЩИЙ: Музыкальная заставка.
Помните, как Золушка собирала своих сестер и мачеху на бал? Каждая мечтала выглядеть лучше всех, чтобы понравиться принцу. Они придумывали себе затейливые прически, а Золушка им помогала. Ведь никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны. Итак, сестры едут на бал. И мы тоже.
Наш следующий конкурс называется – «Собираемся на бал!»
Его задания:
Сделать сказочную прическу «сестрице»
Украсить сказочное платье кружевами, украшениями, приколоть нарядный воротник и манжеты или чепчик с оборкой из бумаги
На двух столах – всё самое необходимое для конкурса:
Ленты, банты, заколки, кусочки кружев, скрепки…
Листы белой бумаги, ножницы…
ВЕДУЩИЙ: Пока команды собираются на бал, предлагаем болельщикам викторину «Что? Как? Почему?»
Почему падчерицу прозвали Золушкой? (Она часто сидела в уголке возле камина на ящике с золой)
Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожок и горшочек масла)
Кто спас Красную шапочку и её бабушку? (Дровосеки)
Что ел Людоед на ужин? (Барана)
Как звал своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)
Что получили в наследство старшие братья Маркиза де Карабаса? (Старший – мельницу, средний – осла)
Что лежало в золотых ящиках, которые подарили феям крёстным? (Ложка, вилка и ножик – из чистого золота)
Что станет с тем, кого полюбит прекрасная, но глупая принцесса? (Он станет таким же красивым, как она)
Как звали королевского сына по прозвищу Хохлик? (Рике)
ВЕДУЩИЙ: Команды готовы продемонстрировать нам свои успехи?
Итак, на подиум вызывается красавица из команды «Красная Шапочка».
Объявляется выход конкурсантки из команды «Кот в сапогах».
ЖЮРИ: подводит итог конкурса.
ВЕДУЩИЙ: Объявляется заключительный конкурс «Знатоки сказок»
Вспомните сказку русского писателя, в которой героиня уснула и проснулась после поцелуя жениха. (А.С. Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», В.И.Жуковский «Спящая царевна»)
Каких героинь сказок постигла такая же тяжелая доля падчерицы, как и Золушку. (Русские народные сказки: «Морозко», Хаврошечка», Бр. Гримм «Госпожа Метелица», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Ш.Перро «Волшебница»)
В какой русской сказке младшему сыну помогло добиться успеха сказочное говорящее животное? На какую сказку Перро она похожа? (П.П. Ершов «Конек-горбунок», на сказку «Кот в сапогах»)
Вспомните, как звали героя сказки К.Чуковского, который был ростом с пальчик. (Бибигон из сказки «Приключения Бибигона» К.Чуковского)
Сюжеты сказок Ш.Перро нашли отражение в музыке и драматических произведениях. Сегодня в нашей игре звучала музыка к балету созданному по одной из известной вам сказки. Что это за балет? Назовите имя композитора? Какие еще музыкальные произведения по сказкам писателя вы знаете. («Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Золушка» - балет Сергея Прокофьева и опера Джоржа Россини, опера Беллы Барток «Синяя борода»)
ВЕДУЩИЙ: И вот наша игра подошла к концу. И пока жюри подводит итоги, прозвучат стихи, посвященные автору замечательных сказок _ Шарлю Перро:
Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
Видели воочию,
Где огонь в камине
Создаёт уют
И на книжной полке
Чудеса живут.
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг наш – Шарль Перро
ЖЮРИ: подводит итоги игры. Объявляет команду – победителя, называет наиболее активных болельщиков. Вручаются призы.
ВЕДУЩИЙ: Друзья, никогда не расставайтесь со сказками, пусть они ведут вас своими волшебными дорогами…